Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

       Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы - в Замоскворечье. И если образуется очередь, то это, пожалуй, единственная очередь, не вызывающая у людей, ее составляющих, раздражения: ведь их ждет встреча с прекрасным.

       Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые тесно связаны с ней.

       Когда в мае 1856 года московский купец Павел Третьяков (1832-1898) приобрел первую картину, никому, конечно и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Возможно, что и сам Павел Михайлович не сразу осознал всю глубину своей души. Однако, минуло менее пяти лет, и представитель "темного царства", столь ярко описаанного Островским, составляет "Завещание", в котором говорится: "Я желал бы оставить национальную галерею... Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие". С этого удивительного заявления до самой кончины почти сорок лет жизни Третьяков отдал все помыслы и чаяния святому делу собирательства лучших творений русских мастеров. Это был подвиг.

        С завидным упорством и твердостью, истово, самозабвенно шел он к заветной цели. С поражающей интуицией и вкусом, обладая особым художественным тактом и чутьем, порою отвергая советы, невзирая на хулу, этот человек менее чем за полвека создал фундамент собрания произведений русской щколы, вложив в него само свое сердце. Спору нет, с Третьяковым был его брат, их окружали преданные друзья: Стасов, Крамской, Репин, страстно веровавшие в успех галереи в Лаврушинском переулке. Но запомним и повторим еще раз: всю тяжесть собирательства, всю чашу ответственности Третьяков испил до конца сам.

       Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была передана и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразителбных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

        Наши дни... Кадашевская набережная. Отсюда видно, как из-за Москва-реки, будто живые, вырастают из свежей весенней зелени гордые белые златоглавые храмы, стрельчатые башни древнего Кремля. Замоскворечье. Здесь, рядом с историческим центром столицы, - узкий, скромный Лаврушинский, ставший всемирно известным благодаря небольшому двухэтажному дому, именуемому в народе любовно и кратко "Третьяковка"... Тишину нарушают шаги сотен людей, спешащих к красивой узорчатой ограде. Справа - белоколонный маленький домик XIX века, изумрудные кущи деревьев, слева из-за крыш выглядывает ажурная колоколенка. Наконец на серый асфальт легли кружевные синие тени ограды. Мохнатые ели с седыми лапами ветвей. Птичий гомон. За темными стволами горит сочная майская зелень газона. Автобусы, автобусы. Металлические поручни барьеров.

        Очередь. Народ встречает задумчивый, строгий человек. Крутолобый, с зорким, пристальным взглядом. Он сдерживает волнение. Тонкие руки, как бы усмиряя биение сердца, скрещены на груди. Павел Михайлович Третьяков. Создатель ставшей поистине всенародной галереи запечатлен навечно в граните. За спиной его детище - чудо-терем, сотворенный по эскизам Виктора Васнецова. На декоративном фризе красочная майолика, рядом начертанные вязью слова: "...основана П.М.Третьяковым в 1856 году..."

       Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 000 произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);живопись XVIII - первой половины XIX века и рубежа XIX-XX веков (ок. 7 тыс. произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тыс. произведений); русская скульптура XVIII -начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу

На


Hosted by uCoz